Занятие в Школе межнациональных коммуникаций посвятили Осетии и осетинам в Самаре

В начале занятия с приветственным словом к слушателям обратился автор проекта «Школа межнациональных коммуникаций», один из инициаторов создания и первый директор Межвузовского гуманитарного музейного центра, кандидат исторических наук Данила Серых.

Предваряя беседу об Осетии и осетинах, Данила Витальевич рассказал о Евгении Пчелиной, выдающемся ученом, заложившем основу советского кавказоведения, отдавшем 53 года из 77 прожитых ею лет изучению истории, культуры и языков Кавказа, главным образом — Осетии. Евгения Георгиевна собрала этнографический и фольклорный материал осетинских поселений, составила карту распространения древних святилищ Осетии, особое внимание уделив изучению святилища Реком в Цейском ущелье. В настоящий момент завершается большая работа с личным архивом Пчелиной, который с начала следующего года будет доступен всем исследователям в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН.

Преподаватель осетинского языка и литературы в воскресной школе осетинского национально-культурного центра «Алания» Тамара Маргиева провела слушателей по всем основным вехам героической истории и богатейшей культуры осетинского народа, познакомила аудиторию с гордостью Самарского региона, вокально-хореографическим ансамблем «Амонд» (осет. — «счастье»), художественным руководителем которого является заслуженный работник культуры РФ, народный артист Северной Осетии Владимир Арсоев. Ансамбль получил признание не только в Самарской области и в России, но и за рубежом.

Особое внимание Тамара Сократовна уделила Косту Хетагурову, уникальному сыну своего народа, поэту, драматургу, публицисту, живописцу, основоположнику осетинского литературного языка и литературы. Очень точно сказал о нём академик Василий Абаев: «Жемчужина остается жемчужиной, где бы она ни была добыта, в маленьком море или большом океане. Осетинский народ — маленький народ, можно сказать — горсточка. Но благодаря Коста мир узнал, что у этого маленького народа большое и горячее сердце». 

Тамара Сократовна рассказала о работе ОНКЦ «Алания», целью которого является воспитание патриотизма среди молодежи, возрождение и сохранение национальных традиций. В центре регулярно проводятся национальные и общероссийские государственные праздники, собирающие представителей самарского осетинского сообщества и старшего, и молодого поколения. Все события культурной и общественной жизни центра находят отражение в национальной газете, редактором которой также является Тамара Маргиева.

Во время своего выступления Тамара Сократовна рассказала о многочисленных заслугах почётного гражданина Самары, заместителя председателя Совета Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России», председателя региональной общественной организации «Союз народов Самарской области» Ростислава Хугаева. Интересно, что нравственным и социальным ориентиром для осетин по-прежнему является «Кодекс аланской чести», документ, вобравший в себя мудрость и опыт предков этого народа. Основными сильными качествами осетин Тамара Сократовна считает коллективизм, сплоченность. «Нас проживает в Самарском регионе не так уж много — не более 1000 человек. Мы друг друга поддерживаем и горе, и в радости», — отметила Тамара Сократовна.

Во второй части встречи доцент кафедры социологии и культурологии, кандидат социологических наук Ольга Малаканова на примерах ярких биографий американского психотерапевта Ирвина Ялома и шведского писателя Астрид Линдгрен рассказала слушателям о биографическом методе в социологии. В обеих биографиях плотно переплелись личная жизнь, социальное и профессиональное становление, поиск себя через общественное отторжение и признание, баланс между маркерами «свой» и «чужой».

Постепенно лекция перешла в оживленную дискуссию, в завершении которой в аудитории возникла идея о проведении необычного социального эксперимента с использованием биографического метода. Ольга Малаканова предложила участникам проекта «Школа межнациональных коммуникаций» провести индивидуальную рефлексию, отвечая на вопрос: «Участие в #ШМК2019 как новый социальный опыт: что это для меня?» Слушатели и организаторы школы согласились с тем, что подобное осмысление работы проекта могло бы серьезно помочь в поиске новых направлений и граней его развития.